Что мы знаем о Римской армии? Дисциплина, ум, закалка, воля. Физически римлянин не сильнее, скажем, галла или германца, но умение слушать команды, подчиняться беспрекословно, терпеть... покорило Риму множество племен и народов. Разрыв шаблона для толстовцев и пацифистов - в Римской армии любили Иисуса Христа больше, чем на "гражданке". Кроткий Агнец был полюблен закаленными рубаками, смотревшими смерти в глаза с апривычной упертостью. И это действительно рвет сопливые мозги. Ах, как же? Война? Это же больно и неприятно! Христос учил любить! И т.д. Но вот универсальные солдаты из Молниеносного легиона выводят из своей среды 40 мучеников Севастийских. Фиваидский легион полностью идет под меч, за исповедание Христа. И вот, что они отвечали императору: «Император, мы — твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане)... ...В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе» Никакого пацифизма. Готовность воевать, со всеми вытекающими, но при этом верность Богу и четкое различие послушания Небу, и службы на земле. * Сегодня память муч. Евсигния. Он служил при пяти императорах, в общей сложности "оттянул" 60 (!) лет. При Константине видел собственными глазами Крест на небе. При Юлиане был убит за веру, будучи уже 110-летним стариком. У кого из нас повернется язык сказать, что Георгий, Федор Стратилат, Дмитрий, тот же Евсигний и прочие мученики - не до конца христиане, ибо держали в руке оружие, воевали и проч.? НЕ безумием ли были бы эти слова? Значит что-то важное скрылось именно от нашего рассеянного ума, завидущих глаз и грехолюбивого сердца. Именно воинского духа нам и не хватает. А забота грешника о "мире", это лишь форма исповедания любви к греху и комфорту.